Билет по «Пушке» Билет выходного дня

Шорцы

Бубен шорского шамана

Шорцы: кто они?

Удивительный, но малочисленный народ — шорцы, неизвестен даже многим жителям России. Однако он продолжает жить и трудиться на землях предков, стараясь сохранить их традиции.

Традиционным занятием шорцев всегда была охота, а основу духовной жизни составлял шаманизм. Шаманами у шорцев были как мужчины, так и женщины.

Основным рабочим инструментом сибирского шамана был бубен — тююр. На его создание шаман испрашивал разрешения у богов и духов, тщательно выбирал дерево для обечайки и рукояти и животное, чья кожа будет натянута на каркас. В изготовлении и обрядах участвовали и другие представители рода.

Самым важным этапом было нанесение рисунков — как считалось, по указке духов.

Обязательно проводили ритуал «оживления» нового бубна: шаман собирал части тела животного, из чьей шкуры был создан инструмент, и «ловил» его душу, чтобы она стала проводником в другие миры. Туда шаман отправлялся, стремясь найти ответы на вопросы — свои и соплеменников, — договориться с духами, увидеть будущее, исцелить больных. Для этого, камлая, он ударял колотушкой в разогретый над костром ради звучности бубен, собирал в него духов-помощников и вводил себя в транс.

На внешней стороне бубна изображали схему миров, по которым путешествовал шаман.

Таков и предмет из коллекции по этнографии, хранящийся в фондах музея-заповедника.

Шаманы инструментом очень дорожили. Считалось, что жизнь шамана измеряется количеством бубнов, которые ему разрешили сменить духи. Шорцы полагали, что если кто-то повреждал бубен, то шаман терял значительную часть силы и мог заболеть и умереть.

Духи-покровители

Шорцы верили, что человек живет в соседстве с духами предков. Эти древнейшие верования связаны с родовыми и промысловыми культами гор, тайги, рек, огня. Считалось, что духи понимали людей и слышали их, обеспечивали удачу или наказывали человека за неуважительное отношение к ним.

Духи-хозяева представлялись шорцам антропоморфными существами, почти не отличающимися от людей по образу жизни. Им совершали моления и жертвоприношения — различные обрядовые действа.

При совершении обряда поклонения духу каннатыгу, шорцы обязательно кропили абырткой — традиционным шорским напитком из ячменной крупы.

Весной шорцы совершали обряд шачиг/шачыг, знаменующий начало нового года. Шачиг приурочивался к ледоходу, а соответственно — пробуждению природы. Шаман осуществлял моление, обращаясь ко всем горам и рекам, испрашая у духов обилия рыбы и зверя, удачи на охотничьем промысле.

Осенний цикл завершал обряд кочо-кан/кача-кан — обращение к божеству Коча-кану с просьбой дать благополучие и здоровье семье, приплод скоту.

Коллекция культовых предметов малых коренных народов Сибири хранится в фондах музея-заповедника. Некоторые из них можно увидеть на экспозиции «Шорский улус «Кезек».

Шорские домашние духи

Шорцы верили в духов-предков — семейных покровителей в виде тряпичных куколок. Фигурки олицетворяли предков по женской линии. Делали их женщины и предназначались для них. Покидая родительский дом, девушка получала куколок от матери и перевозила их в дом мужа. Родовые духи заботились о благополучии семьи, увеличении рода, охраняли здоровье детей, родовой огонь.

Шорцы видели в них живых существ, нуждающихся в пище и уходе. В случае болезни или другого несчастья куколок доставали, камлали над ними и «кормили» приготовленной кашицей.

По мнению шорцев, при небрежном обращении с духами, они могли насылать на людей болезни, наносить вред домашнему скоту и отравлять питьевую воду. Но, если их периодически кормить маслом и салом, то они, наоборот, будут охранять скот и своих хозяев.

Существовали различные названия куколок: орекеннер, ене-кижи, тор-кижилер.

Орекеннеры были наиболее распространены в верховьях Томи, в местах тесного контакта с соседями телеутами, у которых был силен культ аналогичных персонажей — эменгедеров.

Коллекция культовых предметов коренных народов Сибири хранится в фондах музея-заповедника.

Некоторые из них можно увидеть на экспозиции «Шорский улус Кезек».